Люди8 августа 2014

Александр Живетьев о путешествии по России автостопом

Дубненский путешественник и блогер Александр Живетьев недавно вернулся из своего путешествия автостопом по России. В беседе с Riverside он рассказал о своих впечатлениях о поездке, безопасности и самой запоминающейся компании, с которой ехал в автомобиле.
4393 0

Давай начнем с того, что подумал бы каждый — опасно ли вообще ездить по России автостопом? И когда ты собирался в поездку, думал о безопасности?

За дорогу, наверное, сотню раз отвечал на этот вопрос, попробую рассказать подробно.

Во-первых, поставьте себя на место водителя. Он понятия не имеет, кого сейчас посадит в машину. Ему сажать кого-то — гораздо страшнее, чем тебе садиться в машину (посмотрите американский фильм «Попутчик»).

Общая дистанция 6000 км
Автостопом 3750 км
На поезде 1850 км
На автобусе 400 км
Посетил 7 крупных городов
Сбросил 6 кг

Во-вторых, нужно понять, а чего именно мы боимся? По рюкзаку, прикрепленной к нему пенке и вообще тому факту, что я ловлю машину, можно легко догадаться, что деньгами я не богат. Так что грабить меня особого резона нет.

Убивать и резать на части? Это обычно в тех же американских фильмах бывает. Хотя, не скрою, историями на трассе меня страшили в дороге, и не раз. Послушал я о том, как мотоциклиста сожгли в лесу, как двух парней без всякой причины избили до полусмерти бейсбольными битами, как человек с большим опытом автостопа просто исчез и больше его никогда не видели, как из психушки сбежал пациент, шёл по обочине и зарезал случайно опознавшего его полицейского.

Последнее мне рассказала водительница (сзади в салоне сидел огромный ротвейлер), сообщив о том, что это было 2 недели назад где-то относительно недалеко, после чего высадила меня и свернула в свою сторону. Поблагодарив её, я прошёлся немного по трассе, поймал следующую машину и благополучно добрался до очередного пункта маршрута.

А по поводу исчезновения людей и всего остального: это бывает и в городах. То есть это не говорит о том, что ездить автостопом опаснее, чем жить в городе, где с вами может произойти всё то же самое, только по статистике, как мне кажется, с большей вероятностью.

Так что, наверное, следует просто тщательно подумать о том, что с вами может произойти и почему это должно произойти. И большая часть страхов окажется совершенно необоснованной логикой.

И поэтому ездить автостопом по России всё-таки не опасно, по крайней мере, мне кажется, что в мире есть куча других стран, где это гораздо опаснее.

Однако, исключение есть. Девушке в одиночку я всё же ехать бы не посоветовал. Водители народ ещё тот. Минимум — с подругой. Хоть есть и такие, кто ездит, давно ездит — и всё хорошо.

О безопасности своей я, конечно, думал: у меня была аптечка и перочинный ножик. Но за весь путь, проделанный автостопом, я не могу сказать, что у меня хоть раз было что-то близкое к слову «опасность» (связанная именно с самим автостопом).

Александр Живетьев о своем путешествии по России автостопом

Когда тебя вообще посетила идея поехать автостопом именно по России?

Поехать автостопом подумал, может быть, год назад, не помню точно. А по России прокатиться хотел уже очень давно.

А что тобой двигало, когда ты решил поехать? Желание посмотреть, как люди в стране живут?

Конечно, и это тоже — это всегда интересно. Но, в первую очередь, это всё же просто страсть к путешествиям. А Россия для этого дела далеко не худшее место. Очень много людей вообще путешествует только по нашей стране, не выезжая куда-либо за границу. К тому же, много где я уже был, а на родине до этой поездки — всего в нескольких городах. Вот и подумал, что настало время прокатиться по самой большой стране в мире.

Не было сумасшедших планов поехать до Владивостока?

Были. Но в моём распоряжении был всего месяц, поэтому я бы не успел. Было бы больше времени — поехал бы и до Владивостока.

Были какие-то неожиданности в первые дни?

Удивило то, что приехав в городок Слюдянка (находящийся на Байкале, в 100 км от Иркутска), я не обнаружил там туристов. Ни отелей, ни каких-то развлечений для приезжающих — ничего. Максимум — «меблированные комнаты».

Просто город населением в 25 000 человек, вокруг которого, куда ни глянь, красивейшие горы и огромное чистое озеро. Хотя слышал в соседней Листвянке как раз наоборот — всё для туристов.

Неожиданностью также день на третий или четвертый стало то, что до Красноярска (следующего пункта моего маршрута) оказывается 1052 километра, а у меня в голове почему-то отложилось 600, в Слюдянке интернета не было — проверить не мог. Поэтому на выезде из Иркутска в 5 часов вечера я понял, что за день явно не доберусь: пришлось заночевать на трассе в палатке.

Александр Живетьев о своем путешествии по России автостопом

Какие вообще ощущения были, когда ты был в поездке? Что чувствовал, о чем думал?

Всё время по-разному. Как-то раз проснулся утром в городе Красноуфимск: голова болит, погода пасмурная, но ехать надо. Выхожу на трассу, начинается дождь, температура — 10 градусов. Часа 2 стою на остановке, машины проезжают раз в 5 минут. Никто не останавливается. Перспектив, кажется, никаких, и я уже весь продрог от холода, настроение, конечно, ужасное.

А потом останавливаю фуру, водитель угощает меня теплым кофе, булочками и едет как раз до Уфы, куда мне и надо. Из фуры вид шикарный, я и не знал раньше, что в Башкирии такая красивая природа: над огромными горами стоит туман, виды в некоторых местах ну прямо как в Швейцарии.

И вот я приезжаю, и голова уже не болит, и погода получше, принимаю душ с дороги, и чувствую себя прямо счастливейшим человеком на Земле.

Если говорить более обще, то ощущения, в основном, приятные, как и в любой поездке: новые люди, места, обычаи, пейзажи... Всё это заряжает положительными впечатлениями и эмоциями очень надолго вперед.

Расскажи о водителях. Кто чаще останавливается? Зависит это от машины, например, или нет?

Фуру на трассе поймать очень сложно: просто потому, что им останавливаться неудобно, поэтому уехать на фуре можно, договорившись где-нибудь на заправке. Так что останавливаются именно на трассе в основном легковушки, иногда газели, небольшие грузовички.

От машины зависит: какой-нибудь «Лексус» или дорогой «Ауди» с кожаным салоном точно не остановится, но такие и ездят по трассе нечасто. В большинстве случаев останавливается машина, в которой едет один водитель, реже встречаются компании. Естественно, все водители — мужчины, с женщинами ехал всего два раза.

Александр Живетьев о своем путешествии по России автостопом

Кто из водителей больше всего запомнился?

Был вот такой случай. Сибирь. Останавливаю Тойоту. На переднем пассажирском сидит Валера - мужик лет под 50, худощавый, жилистый. Почти голый, на нём только короткие шорты. На груди набит давно выцветший лев. Валера выглядит как нечто среднее между пропитым дворовым алкоголиком и закоренелым зэком.

За рулем сидит Олег — лет 35, из-под найковской кепки торчат длинные волосы, одет в форму сборной Италии по футболу. Постоянно просит Валеру закурить: Олег несколько часов назад закодировался от сигарет заговором и теперь нюхает дым. Матерится на других водителей. Там, где позволяет дорога, мы едем 160, там, где не позволяет - 120.

Рядом со мной сидит Жэка, лет 35-40, со смешной рыжей бородкой и выражением лица. У него между ног целлофановый пакет, он грызет семечки во рту, приподнимает пакет и сплёвывает туда кожуру.

  • — Сань, а ты откуда из Подмосковья? — спрашивает меня Олег.
  • — Из Дубны.
  • — Астрахань там близко?
  • — Нет, Астрахань далеко.
  • — А то у тебя акцент прям астраханский.
  • — Не знаю, — пожимаю плечами я. — я в Астрахани никогда не был.
  • — Сань, а у тебя Билайн? — спрашивает Валера.
  • — Нет, Мегафон.
  • — А, жалко. А карточка Сбербанка есть?
  • — Нет.
  • — Эх, б**. Нам карточка Сбербанка нужна, нам туда должны перевести, а то у нас денег нет.

После недолгих переговоров троица решает искать банкомат по пути и попросить кого-нибудь рядом воспользоваться карточкой (то есть какой-то другой человек должен им перевести, а они хотят снять).

  • — А вас у кого-нибудь просто счёт в Сбербанке есть? — спрашиваю я.
  • — Да, — отвечает Валера.
  • — Так вы можете с карточки на счёт перевести и в банке снять. Тогда другая карточка не нужна.
  • — Да у нас документов нет...
  • — Аа, — понимающе киваю я.

В салоне играет "Крошка моя".

Отличаются чем-то люди, живущие в 1000-2000 километров от Москвы?

Из городов на таком расстоянии я был в двух: Екатеринбурге и Уфе. В первом меня застала ужасная погода, и общался я в основном с ребятами в хостеле, но они были из Питера. Ну а второй, как известно, это столица республики, и башкиры отличаются много чем, начиная от веры. Но я жил на вписке у русской девушки, поэтому, к сожалению, ничего особенного рассказать не могу.

Что ты понял для себя из этой поездки?

В первую очередь то, что путешествовать по России интересно, весело и совсем не дорого. А что-то более глобальное — пока не знаю, я вернулся всего неделю назад. Думаю, должно пройти какое-то время, чтобы все впечатления как-то уложились, потому что пока ещё у меня в голове некоторый хаос из дорог, водителей, городов, пережитых моментов.

Александр Живетьев о своем путешествии по России автостопом
Комментарии 0

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.